Уважаемые пользователи, просим вас не копировать материал из данной статьи без указания ссылки на первоисточник ( oruzheika.mybb.ru ) . Уважайте чужой труд!

http://t80leningrad.narod.ru/images_1/pic_T80__05.jpg

Инфа:
История этого весьма-весьма интересного танка началась на самом деле очень-очень давно. Году таки в 1949, когда на тяжёлый танк советские инженеры Кировского Завода впервые решились поставить не дизельный или бензиновый, а газотурбинный, авиационный двигатель повышенной мощности. Впрочем тогда эта тема так и не прижилась - командование сказало что не нужен танк с газотурбиной.  Про газотурбинный двигатель вновь вспомнили в 1955 году, когда всё тому же Кировскому заводу поручили сделать очередной тяжёлый танк с газотурбинным двигателем мощностью 1000 лошадиных сил. При весе танка в 55 тонн дизель мог позволить ему скорость не более чем в 40 км\ч, в то время как газотурбинный двигатель позволял максимальную скорость в 57,3 км\ч.  Заместителем председателя Совмина СССР В.А. Малышев в 1956 году даже сказал, что он уверен что через двадцать лет газотурбинный двигатель на танках станет вполне нормальным явлением. В 1957 году в Ленинграде изготовили первые специальные танковые газотурбинные двигатели по 1000 лошадиных сил мощностью. В том же году тяжёлый танк показли Никите Хрущёву. Однако он, слишком футуристично относился к войне будущего. он решал что "Ракеты решают всё", а танки как бы и не нужны. В общем в итоге Хрущёв закрыл программу. Но однако про газотурбинный двигатель снова вспомнили в 1963 году, когда в Харькове конструировали танки Т-64. Предполагалось создать два вида танка - Т-60 с дизелем и Т-64Т с газотурбинным. Однако Т-64Т испытаний не прошёл - газотурбинный двигатель всё же был расщитан на авиацию. Самолёты и вертолёты могут глотнуть пыли в двигатель лишь на взлёте и посадке, и то не много, в то время как танк мог постоянно ехать в пылевом облаке... В общем в итоге двигатель на Т-64Т очень быстро засорялся и часто глох. Впрочем решили что туда ему и дорого и тему развивать не стали - всё равно простой Т-64 на голову уделывал все танки НАТО того времени. В частности М-60А1, Чифтен и даже Леопард-1 нещадно сливались в бою с Т-64 один на один. Так Т-64 ещё и дешевле был и проще в производстве, что намекало на то, что боя один на один не будет... Однако не успели советские конструкторы отдохнуть осознав своё превосходство, немцы, тоже не будучи идиотами, создают новый танк Леопард-2, который внезапно оказывается превосходящим непобедимого Т-64... СССР вновь принимает вызов и 16 апреля 1968 года выходит совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР, в соответствии с которым СКБ-2 при Кировском заводе была поставлена задача разработать вариант среднего танка Т-64 с газотурбинной силовой установкой, отличающийся повышенными боевыми характеристиками. Впрочем от Т-64 там уже должно было остаться довольно мало. в частности идеальным у Т-64 оставалась только 125мм пушка с автоматом заряжания, которая позволяла единичным попаданием с четырёх километров уничтожить абсолютно любой танк НАТО, включая того же Леопарда-2. Так в Кирове был создан опытный танк Объект-219сп-1. Делали на скорую руку, по этому корпус и ходовую тоже оставили от Т-64А, подумав "для начала и так сойдёт". Не сошло... Новый двигатель ГТД-1000Т заставлял танк летать с такой скоростью, что ходовая часть и трансмиссия от Т-64А не выдерживала таких перегрузок. В 1971 году изготавливают Объект-219сп-2 с полностью новой ходовой частью, которая позволяла реализовать весь потенциал газотурбинного двигателя. Танк прошёл испытания и даже начал производиться серийно - до 1976 года изготовили 127 машин. Интересно, что инженеры предусмотрели даже обогрев рабочего места механика-водителя воздухом, отбираемым от компрессора газотурбинного двигателя. При том сам двигатель был уже совсем не тот, который постоянно глох на Т-64Т. Для защиты турбины от пыли применен инерциальный (т. н. "циклонный") метод очистки воздуха, обеспечивающий 97% очистку. Мотоблок в кормовой части корпуса танка расположен продольно, из-за чего новый танк стал чуть длиннее чем Т-64А. Двигатель выполнен в едином блоке общей массой 1050 кг с встроенным понижающим коническо-цилиндрическим редуктором и кинематически связан с двумя бортовыми планетарными коробками передач. В моторно-трансмиссионном отделении установлено четыре топливных бака емкостью по 385 л. ГТД-1000Т выполнен по трехвальной схеме, с двумя независимыми турбокомпрессорами и свободной турбиной. Регулируемый сопловой аппарат турбины ограничивает частоту ее вращения и предотвращает разнос при переключении передач. Отсутствие механической связи между силовой турбиной и турбокомпрессорами повысило проходимость танка по грунтам с низкой несущей способностью, в тяжелых условиях движения, а также устранило возможность заглохания двигателя при внезапной остановке машины с включенной передачей. Но инженеры Кировского КБ пошли дальше и даже обеспечили почти невозможное -  работу двигателя на реактивных авиационных топливах ТС-1 и ТС-2, дизельных топливах и автомобильных низкооктановых бензинах. В 1976 году танк ещё модернизировали и приняли на вооружение как Т-80. От Т-64А осталась лишь башня и пушка. Таким образом оказалось что Т-80 стал первым в мире танком с газотурбинным двигателем выпускавшемся серийно. Американцы часто называют таковым свой Абрамс М-1, но он пошёл в серию лишь через четыре года - в 1980 году. Однако, справедливости ради, стоит заметить, что американцы не спёрли у нас идею газотурбинного двигателя, как думают многие наши ,а разработали сами... Кстати надо сказать, что далеко не все генералы видели в газотурбинных двигателях будущее. В частности одновременно с Т-80 на вооружении имелся Т-72. Вооружение у Т-70 по сравнению с Т-64 тоже изменилось. Конечно осталась крайне мощная 125мм пушка 2А46-1 с автоматом заряжания, но вот зенитный 12,7мм пулемёт ДШКМ был заменён на гораздо более лёгкий и совершенный НСВТ Утёс того же калибра под те же патроны. Спарен с пушкой 7,62мм пулемёт ПКТ. К сожалению бронезащита по сравнению с Т-64А повысилась незначительно, то и уровне Т-64А вполне хватало в то время. ДАлее стоит упомянуть что Т-80 не особо разошёлся по миру и мало в каких боевых действиях кроме Афганистана принимал участия... а всё по тому, что всего через 2 года после его появления был создан и принят на вооружение его можернизированный аналог - Т-80Б значительно превосходящий по возможностям простого Т-80, а это уже совсем другая история в отдельной теме. Ну а про самого Т-80 бывший Министр обороны Сирии Мустафа Тлас сказал:"Советский Т-80 - ответ Москвы на "Леопард 2". Он не только равен германской машине, но и значительно превосходит ее. Как солдат и специалист по танкам, я считаю Т-80 лучшим танком в мире". К сожалению уже порядком устаревший Т-80 даже сейчас остаётся на вооружении  армии РФ, правда в количестве менее 100 штук. Так же по данным на 2012 год 66 Т-80 имеется на вооружении армии Йемена, ещё неустановленное количество Т-80 осело в Анголе, ну и ещё 167 Т-80 продолжают верой и правдой служить Украине. На основе Т-80 было создано большое количество модификация, одна удивительней другой, но об этом в отдельных статьях. Про Т-80 завершим рассказ тем, что на момент своего появления это был действительно лучший в мире основной боевой танк, способный в бою один на один уничтожить любой танк НАТО, а при том стоивший дешевле чем любой из этих самых танков.

Экипаж: 3 человека
Длина по корпусу: 6780мм
Длина с пушкой вперёд: 9469мм
Ширина: 3525мм
Ширина колеи: 2800мм
Высота: 2300мм
Клиренс: 451мм
Вес: 42000кг
Броня: катаная и литая стальная и комбинированная, противоснарядная. Защита от Ядерного оружия.
Вооружение: 125мм пушка 2А46-1, 12,7мм крупнокалиберный пулемёт НСВТ Утёс, 7,62ммспаренный с пушкой пулемёт ПКТ
Боекомплект: 38 125мм выстрелов, 300 патронов калибра 12,7мм, 1250 патронов калибра 7,62мм
Мощность двигателя: 1000 лошадиных сил
Максимальная скорость: 70км\ч
Запас хода по топливу: 335км.
Преодолеваемая стенка: 1 метр
Преодолеваемый ров: 2,85 метра






Фотки:

Т-80 на старинной фотографии:
http://t80leningrad.narod.ru/images_3/t80__004_.jpg



Ещё одна старая фотография с Т-80:
http://t80leningrad.narod.ru/images_1/pic_T80__03.jpg



Т-80 выплывает:
http://t80leningrad.narod.ru/images_3/t80__006_.jpg



Чертёж Т-80:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/81/T-80.gif




Видео:

Т-80 под песню Виктора Цоя демонстрирует подвижность дарованную ему газотурбинным двигателем:


В массовой культуре:

К сожалению особо не засветился.